Психологические особенности детей, перенесших неонатальную реанимацию


Вассерман Л.И., Иванов Д.О., Денисенко В.А., Лазурина И.Г., Маракулина И.Г., Тачмамедова Ж. К.,Чередникова Т.В., Чурилова Е.Л.
Государственный Университет, Педиатрическая Медицинская Академия
Санкт-Петербург, Россия

В связи с развитием новых методов реанимации новорождённых расширились возможности для сохранения жизни детей, ранее считавшихся нежизнеспособными. В следствие этого появилась категория детей, подвергшихся интенсивной терапии в ранний неонатальный период, что не могло не повлечь за собой существенных изменений в их онтогенезе. Вероятно, эти изменения будут проявляться как на соматическом, так и на психологическом уровнях. На базе кафедры педиатрии ФПК и ПП СПбПМА проводится комплексное медико-психологическое катамнестическое исследование групп детей 8 и 11 лет, находившихся в ранний неонатальный период на отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных ДГБ №1 г. Санкт-Петербурга.

Цель исследования: проследить типологию формирующихся психологических особенностей, их взаимосвязь с характером, длительностью и интенсивностью проводившихся реанимационных мероприятий, тяжестью состояния, диагнозом и общим социально-психологическим климатом, в котором протекала беременность, роды и дальнейшее развитие ребёнка.

Задачи исследования: 1) Выявление специфических особенностей познавательной деятельности детей, перенесших неонатальную реанимацию. 2) Изучение нейропсихологических особенностей, с построением нейропсихологического профиля. 3) Выявление нарушений эмоционально-волевой сферы. 4) Классификация выявленных нарушений, разбиение выборки на группы по психологическим нарушениям. 5) Выявление закономерности между психологическими нарушениями и особенностями ранней интенсивной терапии. 6) Создание программ коррекции и социальной адоптации детей данной категории, что позволит свести к минимуму негативные последствия реанимации.

Методы и методы исследования: обследовано 79 детей 1994 года рождения. Для изучения перечисленных аспектов высших психических функций были использованы методики, апробированные на популяции современных российских детей. В частности использовались 4, 5, 9, 11, 12 субтесты методики Векслера (WISC), адаптированная корректурная проба Бурдона, тест Черначека, отдельные субтесты нейропсихологической батареи, разработанной под руководством Вассермана Л.И., опросник уровня детской тревожности, авторская методика Чередниковой Т.В. ‘Птица’. Использовалась так же не апробированная в отечественных условиях методика ‘Naglieri Nonverbal Abiliti Test’ (США), направленная на изучение особенностей невербального интеллекта детей.

Результаты исследования и их обсуждение: У 46% испытуемых отмечаются признаки органических нарушений высшей нервной деятельности, выраженные в неуспешности при выполнении нейропсихологических проб. Так отмечается искажение графического образа простых геометрических фигур при их воспроизведении по памяти, инверсия цветов и перверсия фигур при конструировании по заданному образцу. У 34% детей снижен уровень самоконтроля, что выражается в невыполнении инструкции при достаточном ее понимании, несмотря на высокий уровень заинтересованности в позитивной оценке, что говорит о дисфункции лобных долей коры головного мозга. Присутствует так же симптоматика нарушений со стороны мезоэнцефальных структур (у 51% детей) : нарушения эмоционально- волевой регуляции в виде как чрезмерной ригидности (у 25%) так и излишней лабильности (у25%) реакций. У 48% детей выявляется снижение интеллекта вплоть до задержки психического развития, причем у 21% это снижение отмечается на фоне изначально хорошей когнитивной базы (внимание, память). Отмечаются существенные расхождения в значениях вербального и невербального компонентов интеллекта (у 38%), что свидетельствует о чрезмерно выраженной функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Выводы. Данная работа представляет собой отчёт о первом, ориентировочном этапе масштабного исследования, однако уже сейчас можно говорить о ряде тенденций свойственных исследуемым детям. Наиболее существенными, на наш взгляд, особенностями данной группы детей представляются органические (различной степени выраженности) нарушения (53% детей), вызванные возможно пренатальными и генетическими факторами, выраженность которых, однако не коррелирует явно с выраженностью когнитивных расстройств. Снижение интеллекта ярко проявляется у 48% детей.

Перспективы. Очевидно, что выявленные изменения в дальнейшем могут привести к дезадоптации ребенка в школе, ошибочному признанию его труднообучаемым, в независимости от реального уровня его интеллектуального развития. Однако, при своевременном информировании родителей об особенностях их ребёнка, необходимости особого педагогического подхода, возможного применения коррекционных психологических игр и упражнений можно избежать фатального влияния частного дефекта на общее психологическое развитие ребёнка. Личностные особенности, выявленные пока лишь на основе наблюдения и беседы, заслуживают, на наш взгляд, более детального изучения. С этой целью предполагается расширение исследования с применением методик, направленных на изучение личностного профиля (детский вариант опросника Кеттела), реакции на фрустрацию (методика Розенцвейга) и особенностей межличностных отношений детей (рисунок семьи). Кроме того, предполагается уделить внимание изучению семейного воспитания и поведенческим проявлениям детей в привычной для них обстановке (дом, школа).


Обновление страницы 29.03.2024 03:36