|
Силуэты бесконечностиЯрошенко А.А. "Татхагата иногда учил, что Атман существует, Давая определение стрессу, как "адаптивной неспецифической реакции", Ганс Селье указал на одну из причин, той очевидной нерациональности эмоционально-стрессовых реакций, с которой иногда, или даже часто, сталкивается любой человек. Эта причина - неспецифичность, т.е. в определенном смысле, упрощенность реакции стресса, приводящая к нерациональной стадии истощения. В первой части "Эволюции стресса" я указал на "реакции самоограничения", как на еще одну возможную причину нерациональности эмоционально-стрессовых реакций. Здесь я хочу особо отметить: в этом случае слово "нерациональность" необходимо брать в скобки. Для особи, ее "реакции самоограничения" не являются нерациональными, и не существует никаких "реакций самоограничения" вообще, так же, как не существует движения планеты Земля, относительно людей, живущих на этой планете. В этой части работы я хочу показать, что помимо "неспецифичности" может существовать еще одна причина, делающая адаптивную реакцию стресса иногда нецелесообразной, вредной. Итак, начнем с эмоций. Проделаем следующий мысленный эксперимент: представим себе площадку, площадью 1 квадратный метр, которая может медленно подниматься на высоту, например, 20 метров. Если поставить человека на такую открытую, ничем не огороженную площадку и начать медленно поднимать, то на какой-то высоте у человека возникнет боязнь - эмоция страха. Эта высота для разных людей будет различной. Для пожилого человека и высота в 2метра уже может восприниматься как опасная, а, например, для монтажника-высотника может быть и высота в 20метров покажется не очень опасной. Этот простой пример показывает - эмоция обусловлена не только поступившей в сознание информацией, но и некоторой информацией, уже имеющейся в БАЗЕ ДАННЫХ нашего сознания. Эта информация содержит не только данные о внешнем мире, но и данные о состоянии нашего организма, о том, что плохо для нас, что опасно, а что хорошо. Как пишет Р.Лазарус: "оба вида информации - условия окружения и цели субъекта - интегрируются в оценку, которая одновременно оказывается когнитивной базой эмоции." (Р. Лазарус."Об оценке:коротко и в деталях". лит.№ 1) Чтобы возникла эмоция, человек должен осознавать вредность или полезность ситуации внешнего окружения. Но что значит - осознавать? Что такое "осознавание"? Рассмотрим подробнее на следующем примере. Представим себе выходной день. Мы проснулись - субботнее солнечное утро. Впереди выходной - можно ни о чем не думать, отставить в сторону все заботы и проблемы. Как приятно хотя бы изредка ни о чем не думать. Спешить некуда -полежав еще несколько минут в постели, решаем подняться. Откидываем одеяло, находим под кроватью тапочки, надеваем и выходим на кухню. Достаем из холодильника пакет аппельсинового сока, наливаем в стакан и выпиваем. Сознание не загружено, не забито никакими ни мыслями ни проблемами - чистый лист. Как приятно иногда вообще ни о чем не думать! Теперь проанализируем все наши действия еще раз. Мы проснулись, открыли глаза - увидели ту же комнату, ту же картину на той же стене на том же самом месте, ту же вазу на том же столе. Мы ни о чем не думаем. Но если бы мы увидели вместо картины, висящую на стене вазу, а вместо вазы на столе, например ботинок, мы бы крайне удивились. Значит наше сознание работает - оно осознает, анализирует реальную ситуацию. Мы решили подняться, привычно откинули одеяло - но что значит "привычно откинуть одеяло"? Это значит - его надо откинуть не лишь бы как, не на пол, но "нормально". Сознание контролирует и это наше действие. Мы нашли под кроватью тапочки, одели - обязательно левый на левую ногу, правый на правую, встали и подошли к комнатной двери. Привычно взялись за ручку, чуть-чуть нажали вниз, толкнули дверь, сделали пару шагов из комнаты, прикрыли дверь, вышли на кухню, подошли к холодильнику, открыли, взяли пакет сока, отогнули уголок пакета, взяли нож, отрезали уголок, нашли взглядом стакан, взяли, налили сока, выпили. Откинуть "нормально" одеяло, найти под кроватью тапочки, подойти к двери, открыть ее, "легко нажав на ручку", взять пакет из холодильника, отрезать у него уголок и т.п. - чтобы научить машину всем этим действиям, необходимо заложить в её компьютер сложнейшую программу. Совершая все эти действия, мы в это время ни о чем не думаем, мы совершаем их "машинально". Но кто же думает за нас? Только для того, чтобы отрезать уголок у пакета, необходимо обладать большим объемом информации и использовать его: необходимо знать, что такое нож, как им пользоваться, какой стороной резать, какие движения при этом совершать - не вращательные, не нажим, но возвратно-поступательные с одновременным легким нажимом. При этом надо прилагать определенные усилия - не большие и не меньшие. Надо отрезать уголок, слегка приподняв его кверху - чтобы не накапать на стол. Мы делаем все эти действия "машинально", не думая, но используем при этом большой объем информации, большую БАЗУ ДАННЫХ(информационную базу). На тему стресса можно найти столько информации и настолько противоречивой, что в ней можно запутаться и прийти к выводу, что в этом вопросе невозможно вообще прийти ни к какому выводу. Так давайте вообще не будем употреблять термин "стресс". Существуют подготовительные реакции, они адаптивны - должны быть адаптивными. Они обусловлены тем, что некоторые функции организма невозможно "включить" мгновенно - необходима предварительная подготовка : интенсификация кровообращения, повышенное, более интенсивное насыщение кислородом, отключение или понижение деятельности некоторых функций, являющихся для данной ситуации второстепенными, в пользу других функций, перераспределение энергетических потоков и т.п. Ярковыраженную адаптивную подготовительную реакцию (т.е. стресс-реакцию) можно наблюдать в момент парашютных прыжков. В интернете можно найти много интересных исследований по этой проблеме.(напр. http://health.rambler.ru/artikles/8854/ или http://WWW.neurosoft.ru/old/support/ok2002_1/text.htm). Даже у опытного парашютиста, но имевшего некоторый перерыв в прыжках, в момент прыжка будет значительно выражена стресс-реакция (т.е. подготовительная реакция). Можно ли считать такую реакцию целесообразной? -Конечно. От правильности, четкости исполнения прыга (именно этот термин считается в парашютном спорте правильным), в значительной степени зависит и степень безопасности. Резкая активизация гормональной системы вполне целесообразна - при выполнении парашютного прыга парашютисту может очень пригодиться и повышенная реакция и резкая мобилизация всех сил. Конечно, возможно в реальности вероятность Ч.П. сравнительно невелика, но ведь и ставка - жизнь. С совершенствованием "технологии" прыжка будет появляться и уверенность и осознавание меньшей степени опасности. Наш "персональный компьютер" - наше сознание - рационализирует, оптимизирует наши эмоционально-стрессовые реакции. Если мы осознаем (или неосознанно осознаем) нашу слабую подготовленность к прыжку, то и эмоционально-стрессовая реакция у нас будет более выражена (более интенсивна). Если мы будем абсолютно уверены в себе, то и реакция стресса будет минимальной. Как отмечают авторы на WWW.neurosoft.ru: "Правильно поставленный тренировочный процесс позволяет снять патогенное влияние стресса". Но проведем мысленный эксперимент: блокируем любые действия парашютиста в момент прыжка, скуем его руки и ноги таким образом, чтобы он не имел возможности предпринять какие-либо действия, совершить какие-либо движения и сбросим его на парашюте "на автомате", обеспечив ему при этом степень безопасности не меньшую, чем при обычном прыжке. Хотя любая подготовительная (стресс) реакция в такой ситуации будет практически бессмысленна - ведь блокированы любые действия, к которым подготавливает подготовительная реакция, и хотя парашютист может осознавать бессмысленность своей стресс-реакции, но конечно, такой "способ прыжка" не будет являться эффективным методом в борьбе со стрессом. Какой-то уровень стресс-реакции, а возможно даже и больший, чем в момент обычного прыжка, у парашютиста конечно будет. Но почему? Природа наделила организм "толкателями", которые двигают, побуждают организм к наиболее целесообразным действиям. Желание есть, спать, двигаться или отдыхать, иметь детей, избегать боли - все эти и многие другие "толкатели" - инстинкты (драйвы, унитарные инстинкты, программы - в данном случае это не принципиально), побуждают организм к селективно наиболее правильным действиям. Но такая система не является и не может являться абсолютно совершенной. В некоторых крайних критических ситуациях иногда было бы рационально и отключение некоторых из "толкателей", например боли, но в норме это невозможно. Но ведь это не так! Человек может быть ужасно голоден или мучим жаждой, но если предложить ему - "съешь и выпей, удовлетвори свои физиологические потребности, все будет очень вкусно, но через пол-часа ты умрешь без мучений", - ведь на такое удовлетворение потребностей никто не согласится! Какой инстинкт будет удерживать человека от удовлетворение своих физиологических потребностей? Не половой инстинкт, а именно этот инстинкт я назвал бы основным. Это инстинкт, побуждающий любить жизнь, любить само собственное существование. Действие этого инстинкта, этого "толкателя" можно обнаружить уже у грудного ребенка в первые недели жизни. Этот инстинкт проявляется, в частности, как "коммуникативная потребность", потребность в общении, как тяга к играм. "М.Ю.Кистяковская на основании длительных клинических наблюдений утверждает, что зрительные впечатления, начиная с трех - пятинедельного возраста, действуют на ребенка успокаивающе...Согласно наблюдениям М.Ю.Кистяковской, под влиянием зрительных воздействий у ребенка впервые возникает радостное чувство.Он его проявляет при виде красочных, блестящих предметов, но более всего, когда он смотрит в лицо и прислушивается к голосу разговаривающего с ним взрослого...В настоящее время накоплен достаточно большой фактический материал, свидетельствующий о том, что положительные эмоции у младенцев возникают и развиваються лишь под влиянием удовлетворения потребности во внешних впечатлениях. Удовлетворение же собственно биологических потребностей - в пище, кислороде и пр. - приводит лишь к успокоению ребенка, к состоянию удовлетворенности, но не вызывает радостных эмоций"(Божович Л.И.Потребность в новых впечатлениях.лит.№ 1) Наше сознание "оборудовано" не только инстинктами и памятью, но мы имеем так же и "персональный компьютер"(П.К.), который способен решать логические задачи, оптимизировать , рационализировать наши действия и наши эмоции. Если мы потеряем 10долларов, мы огорчимся. Если же мы отдадим эти 10долларов, а взамен получим ценную для нас вещь, мы обрадуемся - ценная покупка! В этом случае у нас не будет двух эмоций - эмоции огорчения, что мы отдали 10долларов, и эмоции радости, что взамен мы получили ценную вещь. Наш П.К. рационализировал нашу эмоциональную реакцию, т.е. мы понимаем, что вцелом сделка выгодна. Если перед нами встанет угроза лишиться 1000долларов, или мы уже лишились этой суммы и не в нашей власти повлиять хоть как-то на это событие, мы можем сказать себе:" ну чтож, деньги не вернешь, но рациональнее будет забыть про эту утрату, не все потеряно, надо быть в хорошей форме, идти на работу. Ведь уже сегодня я могу заработать 50долларов. Это на много меньше, чем тысяча, но это лучше, чем бессмысленные и безрезультатные переживания". Когда перед человеком встает угроза, которую он воспринимает, как значимую угрозу собственному существованию, его П.К. так же оптимизирует эту реакцию. Но как? "Живая система" воспринимает собственное существование, собственную жизнь, как ценность, равную, например "Х", а отсутствие существования - ведь это "0" - ноль!Ведь даже несколько минут или даже одна минута жизни дороже, чем миллион или миллиард лет несуществования(т.е. смерти). Потерю 1000долларов человек не воспринимает, как значимую угрозу для жизни. Он воспринимает такую потерю (как правило), как "потерю уровня благосостояния". Хотя с точки зрения максимально рациональной селективной машины и угроза существованию и угроза потери 1000долларов - это угроза потери "селективных очков", только разного обьема. Она может быть и равнозначна. Но какая-нибудь 1/100000 вероятность потери жизни (например поездка на поезде) не воспринимается человеком, как значимая угроза. Но если человек сталкивается, по его мнению, со значимой угрозой для собственной жизни, с возможностью потерять всё, а альтернатива этому ресурсу - это"0", то в этом случае любая потеря благосостояния будет целесообразна, если она понизит, пусть в самой минимальной степени, значимую угрозу для жизни, т.к. "Х" деленное на "0" - это величина бесконечно большая. Это означает, что согласно этой схеме любая значимая угроза для жизни будет вызывать эмоционально-стрессовую реакцию (страх+стресс), которая будет выдаваться "персональным компьютером" сознания, как оптимизированная рациональная реакция, даже если эффективность этой реакции будет равна 10 в минус десятой степени или еще ниже. Но почему? Это может быть только в одном случае - если в знаменателе величины"Х/0" у них нет нуля, если величина "Х/0" не является для них бесконечно большой. Это означает - они воспринимают возможную потерю собственного существования, не как потерю ВСЕГО. На самом деле у любого человека эта указанная величина (Х/0) не содержит в знаменателе "0". В знаменатель "уходит", например альтруистическая состовляющая.Человек может рисковать и своей жизнью ради своих детей, родственников да и друзей. Если для спасения собственного ребенка необходимо будет совершить затяжной парашютный прыжок, - каждый родитель сделает это незадумываясь и будет воспринимать такой прыжок, как благо. Но как мы знаем, большинство факторов угрозы, критических ситуаций, не касаются родственников, а касаются и угрожают непосредственно особям, оказавшимся в этих ситуациях. И такие ситуации, такие факторы угрозы могут вызывать подготовительную реакцию, т.е. стресс, который иногда, в некоторых ситуациях, как мы видим, может быть совершенно нерациональным. Можно ли в такой ситуации как-то оптимизировать такую реакцию, т.е. "убрать" ненужную реакцию стресса? Ведь обычные "методики научения" здесь будут бесполезны. Обычные методики научения (тренировки) будут эффективны лишь в случае, если с их помощью можно понизить значимую угрозу до уровня малозначимой. Если же существует некий уровень значимой угрозы для жизни, и он не зависит, или в малой степени зависит от наших действий, то в этом случае необходим принципиально иной метод. Необходимо не искажение реальности, но обретение реальности, избавление от иллюзий, приобретенных в следствии несовершенства нашей "конструкции". Могут ли существовать методики , избавляющие от таких иллюзий, на базе которых фактически и возникают нерациональные, ненужные и вредные стресс-реакции? Такие методики существуют. Они основаны на принципе, который я условно назвал бы неповерхностным модифицированием Информационной Базы. Более подробно о таких методиках - в следующей, четвертой части работы. Ярошенко Анатолий Андреевич Страница от 27.04.2025 01:26 |
|